Трикая (санскр.)
В основе лежит теософский словарь, сделанный по Блаватской Е.П. Словарь имеет дополнения от нашей команды. Все дополнения помечены (Спас)
Букв., три тела или формы. Это исключительно сложное учение, которое, все же, когда понято, объясняет тайну всякой триады или троицы, и служит подлинным ключом к каждому троякому метафизическому символу. В самой простой и понятной форме это можно найти в человеческом Существе в его тройном делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой пантеистически, как единство, составленное из Божественного, чисто духовного Принципа, Божественных Существ - его непосредственных лучей, и Человечества. Начало этого можно найти в учениях доисторической Религии Мудрости, или Эзотерической Философии. Величественный Пантеистический идеал, который из неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в субъективную, затем в объективную материю, находятся в основе всех этих триад и троиц. Так, в философском Севеном Буддизме мы находим: (1) Ади-Будду (или Предвечный Вселенский Разум); (2) Дхиани-Будд (или Бодхисаттв); (3) Мануши (Человеческих) Будд. У европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество, теологически символизированное Богом-Человеком. Тримурти Брахманизма, а также и тройное тело Шивы в Шиваизме - оба рассматривались на той же основе, если даже и не полностью совпадали с Эзотерическими учениями. Поэтому, нечего удивляться, если оказывается, что эта концепция о тройном теле - или одеяниях Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая, самая величественная доктрина Эзотерической Философии - принята в более или менее извращенном виде почти каждой религиозной сектой, и совершенно неправильно истолкована востоковедами. Так, в своем общем смысле, тройное тело символизирует статую Будды, его учения и его ступы; в жреческих концепциях это относится к буддийскому обету веры, называемому Триратна, что есть формула "прибегаю к Будде, Дхарме и Сангхе". Народное воображение наделяет Будду вездесущностью, ставя его, тем самым, на одну полку с антропоморфическим богом, и понижая его до уровня родового божества; и, вследствие этого, впадает в явные противоречия, как в Тибете и Китае. Так, экзотерическая доктрина, похоже, учит, что, находясь в своем теле Нирманакая (которое прошло через 100 000 коти преображений на земле), он, Будда, в то же время есть Лочана (небесный Дхиани-Бодхисаттва), в своем Самбхогакая "одеянии абсолютного совершенства", и в Дхиане, или состоянии, которое должно отрезать его от мира и всего связанного с ним; и, наконец, и в заключении, он, будучи Нирманакая и Самбхогакая, кроме того еще и Дхармакая "абсолютной чистоты", Вайрочана или Дхиани-Будда в полной Нирване! (См. Эйтель, "Sanskrit-Chinese Dictionary".) Это - мешанина непримиримых противоречий, которая миссионерами и некоторыми востоковедами выдается за философские догмы Северного Буддизма. И если это не уменьшенное искажение философии, внушающей страх этим сторонникам религии, основанной на неразрешимых противоречиях и охраняемых "тайнах", то тогда это плод невежества. Так как Трайлокья, Трикая и Триратна суть три аспекта одних и тех же концепций, и должны быть, так сказать, слиты в одном, то этот вопрос дольше объясняется под каждым из этих терминов. (См. в этом отношении также термин "Тришарана".)