Полевые формы жизни
"Рядом с человеком живут собаки, кошки, коровы, овцы, голуби, воробьи и прочие живые существа - волки, хорьки, гадюки, лягушки, клопы, блохи.
Такие же добрые животные, полезные для человека, а также всяческая нечисть, которую нельзя увидеть простым глазом, живут рядом с людьми. Видит их не только Спас, видят ведьмы, упыри и вурдалаки, и через эту нечисть наводят порчу на людей, цепляют на них всяческую болезнь", - говорила моя бабушка, при этом неоднократно вспоминалось явление, которое в народе имеет название "Смерть за плечами" (укр16). Понятие "полевые формы жизни", стало обыденным уже в двадцатом веке, в украинской же мифологии издавна существовали большие и меньшие по влиянию божества, которое вредили или же помогали человеку, - оберегали семью, дом, домашние сбережения, скотину, хозяйство. Согласно "Словарю древнеукраинской мифологии" С. Плачинды:
Возило оберегал лошадей, а Воструха - коров от болезней и хищного зверя в пути. Дворовик охранял от мора, грабежа, пожара всю живность и все добро во дворе крестьянина. Домовой был "домашним" божеством, заботившимся обо всей семье, живущей вместе, под одной крышей. Конюшник оберегал конюшни и лошадей от всякой беды, болезней, пожара. Для него оставляли хозяева в яслях на ночь разные продукты. Куриный бог – камень, грубо обтесан в виде "молота Перуна", вывешивался в курятниках как средство против заболевания домашней птицы. Пасечник заботился о пасеке и ульях так, что хозяину не было потребности лишний раз в них заглядывать. Сарайник охранял хозяйственные строения от огня, злодеев и дикого зверя, Стодольник – стодолу (т.е. амбар) с урожаем, помогал хозяину быть зажиточным. Табунщик жил в чащах возле выпасов, сторожил табуны лошадей, отводя от них дикого зверя. Хлебник оберегал зерно и муку в засеках от порчи и вредителей, способствовал хлебопечению, а Жировик хранил съестные припасы в погребах и на чердаках. Одним из наиболее популярных домашних богов у наших предков был Чур - хранитель домашнего очага, тепла, уюта, Бог достатка, добрый дух дома и защитник рода, представлялся в виде пылающего в ночи огня, таким его и изображали рукодельницы на рушниках. Обращение к богу: "Чур меня", - оберегало человека от зла.
С введением в Киевской Руси православия как государственной религии языческие храмы были, как известно, разрушены, божества вытеснены, но продолжали жить в фольклоре и в местных обычаях. И в наше время хороший хозяин, не забывает оставлять на ночь в яслях горбушку хлеба для Коровника или Конюшника.
--------------------------------------
Сноски.
Укр16 - "Смерть за плечима"